Терминология и команды применяемые в каратэ.

 

Общая терминология:


каратэ-до - пустая рука
додзё - место, где познаётся истина
сэнсэй - учитель
шамэни - символ школы
дачи - стойка
хэйко-дачи - стойка готовности
хэйсоку-дачи - стойка ожидания
шизэн-тай - свободная позиция
зэнкуцу-дачи - передняя стойка
кокоцу-дачи - задняя стойка
киба-дачи - стойка "всадника"
фудо-дачи - боевая стойка
нэко-аси-дачи - стойка кошки

 


 

Ударные части рук:


сэйкен - передний кулак
уракен - задний кулак
тэтцуи - "железный молот"
сюто - рука "сабля"
нукитэ - рука "копье"
тэйшо - основание ладони
удэ - предплечье
эмпи - локоть

 


 

Ударные части ног:


коши - основание пальцев
сокуто - ребро стопы
кокато - пятка
хайсоку - подъём стопы
хиза - колено

 


 

Техника блоков:


уке - блок
аге-уке - верхний блок
сото-уке - средний блок снаружи внутрь
учи-удэ-уке - средний блок изнутри наружу
гедан-бараи - нижний блок
сюто-уке - блок ребром ладони
дзёдан - верхний уровень
чудан - средний уровень
гедан - нижний уровень

 


 

Удары руками:


цки - прямой удар рукой
чоку-цки - удар рукой из фронтальной позиции
ои-цки - удар в движении (оной рукой/ногой)
гияку-цки - удар в движении (разными руками/ногами)
кизами-цки - резкий удар передней рукой
рэн-цки - двойной удар
санбон-цки - тройной удар
нукитэ-цки - удар "копьё"
учи - секущий удар рукой
уракен-учи - обратный удар кулаком
сюто-учи - удар ребром ладони
тэтцуи-учи - удар дном кулака

 


 

Удары ногами:


гери - удар ногой
маэ-гери - прямой удар ногой
маваси-гери - круговой удар ногой
ёко-гери - боковой удар ногой
кизами-гери - удар впереди стоящей ногой
рэн-гери - двойной удар ногой
кири-гаэши - смена ног на месте в прыжке

 


 

Техника:


вадза - техника
камаэ-вадза - техника стоек и передвижений
уке-вадза - техника блоков
цки-вадза - техника прямых ударов
учи-вадза - техника секущих ударов
гери-вадза - техника ударов ногами
рэндзоку-вадза - техника комбинаций
ката - формальные упражнения

 


 

Команды:


ямэ - всё закончить, разойтись, внимание
йои - принять положение готовности
рэй - поклон
сэйдза - сесть (на пятки)
мокусо - сосредоточиться
татэ - встать на ноги в прыжке
кирицу - медленно подняться
ни-камаэ - перестроиться в коридор попарно
юкури - делать медленно
хаяку - делать быстро
цуёку - выполнять с усилием
ясумэ - перерыв, отдых
хадзимэ - начали

 


 

Счёт:


ити - один
ни - два
сан - три
ён (си) - четыре
го - пять
року - шесть
сити - семь
хати - восемь
кю - девять
дзю - десять

 


 

Разъяснения правил по всестилевому каратэ в разделе ограниченный контакт (ДЗЮ-КУМИТЭ).

Время в поединке:

  • Основное время поединка

    – 2 минуты чистого времени для юношей и девушек, ветеранов;

    – 3 минуты чистого времени для спортсменов старше 18 лет, кроме ветеранов;

  • На выполнение техники с захватом в стойке (удар, бросок) – 5 секунд

  • На выполнении техники, когда хотя бы один спортсмен в положении лежа (добивание, болевой или удушающий прием) – 5 секунд

Разрешенная техника и ударная поверхность:

  • Удары руками: передняя, тыльная, боковая части кулака, ребра ладони;

  • Удары ногами: стопой, нижней 1/3 голени;

  • Броски;

  • Болевые приёмы и удушающие приёмы;

Зачетные зоны нанесения ударов:

  • Голова

  • Шея

  • Туловище (спереди – выше лобковой кости, сбоку и сзади – выше подвздошного гребня)

Нарушения:

  • Технические действия, угрожающие здоровью спортсмена;

  • Пренебрежение собственной защитой;

  • Удары в пах, в горло, по ногам, по рукам;

  • Удары с контактом, кроме передней и боковой частей туловища;

  • Тяга за рукав соперника навстречу удару;

  • Болевые приемы на позвоночник, туловище, кисти, пальцы, голову, колени (кроме рычага в сторону естественного сгиба колена);

  • Надавливания руками, ногами или головой на лицо противника;

  • Надавливания локтями или коленями сверху-вниз на любую часть тела противника;

  • Выкручивание ноги соперника за стопу;

  • Перекрывание дыхательных путей, удушающие приемы пальцами рук, прямым сдавливанием гортани или шейных позвонков, а также скручивающими шею движениями;

  • Выталкивание соперника за границу татами;

  • Выход за границу татами;

Критерии техники ударов:

  • Контролируемая техника без нанесения травмы сопернику. Допускается контакт в переднюю части туловища. В голову, шею и спину допускается легкое касание без нарушения целостности тканей.

  • Атакующий возвращает конечность в исходное положение по траектории нанесения удара (ХИКИТЭ). Удар оценивается, если выполнить ХИКИТЭ помешал захват соперником конечности.

  • Взгляд атакующего направлен в сторону нанесения удара.

  • Положение тела (разгиб в локтевом или коленном суставе, поворот и наклон туловища) во время обозначения удара сохраняет потенциальное расстояние для контакта, но не более 3 сантиметров.

  • Оценивание удара (ИППОН, ВАЗАРИ, ТОРИМАСЕН) определяется:

- устойчивостью атакующего (площадью поверхности опоры и положение проекции центра тяжести спортсмена. При нанесения удара в прыжке - устойчивость положения после приземления);

- величиной силы, скорости и концентрацией удара;

- углом между вектором удара и поверхностью зачетной зоны;

Критерии техники бросков:

  • Контролируемая техника без нанесения травмы сопернику. Допускаются броски с высокой амплитудой и с падением атакующего, но выполненные со страховкой соперника (захват и усилие, направленное в противоположную сторону падения);

  • Броски могут выполняться с захватом или без него (подсечка);

  • Атакуемый должен использовать самостраховку при падении. В противном случае ему присуждается МУБОБИ;

  • Атаку с использованием бросковой техники необходимо начать с ударной техники, кроме бросков в контратаке первым темпом (навстречу);

  • Оценивание броска (ИППОН, ВАЗАРИ, ТОРИМАСЕН) определяется:

- положением атакующего после завершения броска;

- величиной усилий атакующего и амплитуды броска;

- положением, в котором оказывается соперник после броска;

Критерии техники болевых и удушающих приемов:

  • Контролируемая техника без нанесения травмы сопернику. Допускается быстрое взятие захвата, но усилия атакующего, направленные на признание соперником невозможности оказать эффективное сопротивление, прилагаются плавно, без рывков. Захват отпускается при первом требовании рефери или соперника.

  • Атакуемый болевым или удушающим приёмом должен оказывать сопротивление, прямопротивоположное усилиям атакующего. В противном случае присуждается МУБОБИ;

  • Оценивание болевого или удушающего приёма (ИППОН, ВАЗАРИ, ТОРИМАСЕН) определяется:

- направлением и местом приложения усилий атакующего;

- количеством звеньев тела атакующего, участвующих в выполнении приема;

- силой захвата атакующего, направленной на удержание соперника;

Остановка поединка рефери:

  • Выход за площадку;

  • Нарушение правил соревнований или выполнение запрещенной техники;

  • Если два или более боковых судей сигнализирует об остановке;

  • Окончание основного времени;

  • Окончание времени на выполнение техники с захватом в стойке или при положении лежа хотя бы одного спортсмена;

  • В случае необходимости по просьбе участника, арбитра, представителя команды;

  • При нарушении экипировки;

Определение победителя поединка:

  • Возможные решения судей при первом голосовании: победа АКА, победа СИРО, ничья;

  • По окончании основного времени поединка объявляется голосование ХАНТЕЙ;

  • Свое решение судьи (рефери и 4 боковых) объявляют одновременно по свистку;

  • Если при подсчете голосов счет равный, победа присуждается тому спортсмену, у кого меньше нарушений;

  • Если при подсчете голосов счет равный и равное количество нарушений, то объявляется повторное голосование ХАНТЕЙ, в котором судьи, вынесшие решение «ничья», обязаны выбрать победителя, полагаясь на общую картину поединка. Судьи, которые определили победителя в первом голосовании не могут изменить своего решения в повторном.

Досрочная победа:

  • Если соперник 3 раза вышел за границу татами (ДЗЕГАЙ)

  • Если соперник получает ХАНСОКУ (3-ье нарушение правил, нанесение травмы или грубые нарушения правил)

  • Неявка соперника;

  • По решению большинства судей, когда один из спортсменов не может оказать сопротивления своему сопернику (в том числе сбивание дыхания, если нет травмы);

Наказания:

  • КЕЙКОКУ – наказание при первом нарушении;

  • ХАНСОКУ-ЧУЙ – наказание при повторном нарушении (сопернику присуждается ВАЗАРИ);

  • ХАНСОКУ – дисквалификация на поединок или соревнования (сопернику присуждается победа);

  • ДЗЕГАЙ (при повторном сопернику присуждается ВАЗАРИ)

Касание, контакт, травма.

  • Касанием считается лёгкое воздействие ударной поверхности атакующего на поверхность зачётной зоны соперника;

  • Контактом считается действие, превышающее по своим параметрам пункт 1;

Травма – нарушение целостности тканей, которое не позволяет сопернику продолжить участие в соревнованиях. Медицинский судья или врач, определивший травму, снимает травмированного спортсмена с данных соревнований. Спортсмен, нанесший травму, дисквалифицируется с соревнований.